hello
Главная / Блог / Юзабилити-тестирование своими руками: подробный алгоритм

Юзабилити-тестирование своими руками: подробный алгоритм

photo
Юзабилити – это показатель того, насколько пользователям легко и удобно находить нужную информацию и совершать те или иные действия на сайте (например, поиск и заказ товаров, оформление подписки на рассылку). Юзабилити-тестирование – важный этап проверки эффективности работы сайта в целом. Вы можете протестировать свой сайт на предмет удобства самостоятельно, воспользовавшись советами специалистов компании eMIS.

Алгоритм проверки юзабилити

Проверить, насколько удобны и функциональны все элементы на вашем сайте – меню, кнопки, навигация, ссылки – можно очень легко и быстро с помощью онлайн-сервисов. Некоторые из них могут рассказать много интересного о поведении пользователей на вашем сайте. С их помощью вы получите важные данные для дальнейшей оптимизации, но если хотите увидеть максимально полную картину, вам понадобится участие нескольких реальных респондентов. Итак, приступим. giphy

Изучите тепловую карту пользовательской активности

Существует сервис, позволяющий отслеживать поведение пользователей на сайте в реальном времени, фиксируя каждое движение мышкой – Вебвизор. Это очень полезный инструмент, с помощью которого вы сможете наблюдать за человеком, зашедшим на ваш сайт, в режиме реального времени, а также собирать статистику по всем юзерам за определенный период. На основании собранных данных составляются т.н. тепловые карты – т.е. сервис отмечает места, на которые пользователи кликают и переходят чаще всего. С помощью тепловых карт Вебвизора можно увидеть:
  • какие элементы меню и кнопки наиболее кликабельны, а на какие почти никто не обращает внимания;
  • какая информация вызывает наибольший интерес, какие текстовые блоки читают и копируют, а какие – игнорируют;
  • сколько времени проводит пользователь на сайте и его отдельных страницах.
На основании тепловых карт Вебвизора вы можете оптимизировать меню и навигацию сайта. 979350b46384a1254e747c4951276005

Проверьте графические элементы и цветовую гамму сайта

Цветовая гамма и графика – важная составляющая юзабилити сайта. Законы психологии цвета и типографики работают в интернете точно так же, как и в обычных рекламных каталогах. Фон сайта, цвет кнопок меню и навигации, преобладающие оттенки на изображениях, контрастность шрифтов и даже выбранная гарнитура – все это может как удерживать пользователей, так и отталкивать. Совет! Проверить контрастность графических элементов и читабельность текстов можно с помощью Adobe Photoshop, сделав скриншот сайта и переведя его в оттенки серого. Поиграйтесь с инструментом изменения контрастности во вкладке Edit и понаблюдайте, насколько хорошо различимы текстовые блоки. Если в ч/б текст плохо читается, засечки выглядят размытыми, необходимо выбрать другую шрифтовую гарнитуру. С помощью сервиса Checkmycolours можно проверить цветовую гамму всех элементов на сайте, выяснив, насколько гармонично сочетаются между собой выбранные оттенки. intranet-usability-and-navigation

Проведите пользовательское тестирование

Проводить юзабилити-тестирование с помощью онлайн-сервисов достаточно продуктивно, но даже они не могут дать вам полной картины пользовательской эффективности. Удостовериться, насколько удобны те или иные элементы на вашем сайте и насколько легко ими пользоваться, можно только с помощью живых посетителей. Проведите пользовательское тестирование с реальными людьми, которых вы знаете (например, клиенты, знакомые, друзья, служащие другого отдела), либо с помощью сервиса Askusers, где можно специально найти респондентов для юзабилити-тестирования. Это достаточно эффективный инструмент, позволяющий получить обратную связь. Если не хотите заморачиваться с регистрацией и оплатой услуг сервиса, можете пойти другим путем и привлечь к юзабилити-тестированию своих знакомых. Желательно, чтобы это были люди, не имеющие отношение к вашему проекту, а в идеале – представители разных профессий, возрастных и социальных групп, мужчины и женщины. Чтобы проверить юзабилити сайта, составьте несложные задания, которые нужно выполнить на вашем сайте. Они должны быть связаны с ключевыми целями его работы: продажа товаров, оказание информационных услуг, оформление подписки и т.п. Задачи составляйте чисто практическими, а не просто проверки на внимательность. Вот антипример: «Найдите пункт меню «Доставка» на сайте и укажите точные координаты на экране». Найти и указать нужный элемент может каждый, но ваша цель – проверить сайт в действии. blue-1482x635 Вот пример правильных задач:
  • Вы хотите купить кроссовки, но у вас ограниченный бюджет. Найдите самые дешевые позиции на сайте.
Предполагается, что человек сразу же перейдет в раздел «Обуви» и там использует фильтр для сортировки товаров по цене от меньшей к большему.
  • Вам понравился товар в каталоге, но вы не нашли нужного вам размера. Задайте вопрос консультанту, есть ли у них в запасе необходимая вам вещь.
Очевидно, что здесь нужно воспользоваться формой обратной связи и отправит сообщение с вопросом.
  • Вам понравился материал в блоге сайта, и вы хотите читать подобные статьи от этого автора каждую неделю. Оформите подписку на рассылку через сайт.
Понятно, что пользователь должен найти форму для заполнения своих контактных данных (e-mail’а) и подписаться на рассылку. Таких задач можно составить гораздо больше, если считаете нужным проверить все элементы на главной и второстепенных страницах сайта. В конце пользовательского тестирования обязательно дайте вашим респондентам анкету, в которых они должны ответить на вопросы относительно сложности выполненных задач. Например, составьте опросник:
  • Насколько было удобно пользоваться сайтом?
  • Сколько времени вы потратили на выполнение задачи из пункта 1…n?
  • Какие моменты в пользовании сайтом вызывали раздражение?
  • Что бы вы изменили или добавили на сайт?
И так далее. На основании полученных данных вы уже можете провести оптимизацию сайта. В первую очередь обращайте внимание на моменты, указанные двумя и более респондентами.

Проверьте адаптивность сайта

Адаптивность – это сохранение исходных свойств сайта при переходе с десктопной версии на мобильную. Поскольку сегодня все больше пользователей пользуется смартфонами и планшетами для выхода в интернет, необходимо, чтобы ваш сайт был столь же удобным и «юзабельным» и с телефона, и с персонального компьютера. Можете провести тестирование адаптивности и самостоятельно, а также привлечь к этому респондентов аналогично предыдущему пункту. Все элементарно просто: зайдите на сайт с телефона и выполните пару-тройку действий из пользовательского тестирования. Обратите внимание на корректность отображения сайта. Параллельно с этим можете использовать сервисы проверки адаптивности от Гугл, или воспользоваться сервисом Адаптиватор. 140844-636425571161093180-16x9

Заключение

Мы рассказали вам про основные способы проверки юзабилити сайта. Конечно, никто не мешает вам выполнять тестирование хоть каждую неделю, но максимально полную картину может увидеть только специалист. Если вы хотите, чтобы ваш сайт стал идеальным инструментом для получения прибыли в интернете, закажите юзабилити-тестирование у специалистов eMIS. Читать также:
Всегда с вами на связи
Позвоните нам (050) 070-30-40 (067)200-26-75 (056)767-10-05
Напишите письмо [email protected]
X